Через десятые руки мне повезло связаться одним отставным офицером (сразу оговорюсь, что он запретил мне афишировать его звание, имя, и прочую информацию по которой его могли бы идентифицировать). После того что он мне рассказал, я, честно говоря, так и не понял причину такой таинственности.
Когда я с ним созвонился, сказал, что я журналист из Екатинбурга, и что работаю над книгой о разных там несчастных случаях в горах. Он долго расспрашивал о том, как я на него вышел, и когда я уже совсем отчаялся получить от него хоть какую-то информацию, старичёк заявил, что будет ждать меня через час в одном из Макдональдсов в центре. Прямо как в кино про шпионов.
Через час я был там, он сам подошёл ко мне и предложил сесть за столик. Впечатление он создавал человека солидного на вид лет 75-ти.
Так вот, он сходу сказал, что не сразу вспомнил тот случай с туристами, который ему довелось «разрабатывать» в 59-ом и очень удивился почему это дело ещё кто-то помнит. Я ему сказал, что в интернете идёт оживлённое обсуждение дела о гибели группы Дятлова, на что он сделал такие глаза, буд-то перед ним ненормальный.
К сожалению мне было запрещено вести какую либо запись, поэтому передаю нашу беседу, так, как я её запомнил. Я спросил, почему вокруг этого дела была атмосфера такой таинственности, он ответил, что обстоятельства сложились очень неудачно: пропали туристы, в «Свердловске какие-то соревнования, полно иностранцев, в милиции заявления от местных жителей по поводу огненных шаров в небе, генсек оказался в курсе (кто-то из родителей пропавших ребят постарался)». Поэтому дело начали расследовать в обстановке строгой секретности. Но очень скоро выяснилось, что налицо гибель туристов от природного явления, очень редкого, но вполне естественного.
На этот раз большие глаза сделал я и высказал свои сомнения по поводу его осведомлённости. На что мой собеседник только улыбнулся и ответил словами Шекспира: «Есть много на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Я спросил почему тогда сразу же не сняли секретность с этого дела, на что он задал встречный вопрос: «А зачем?».
Дело просто «спустили на тормозах»: поменяли нескольких следователей, поручили вскрытие заведомо неопытному молодому специалисту (да ещё и назначили процедуру не то на 1 не то на 9 мая), перед экспертами поставили «соответствующие вопросы» (ответы на которые заведомо подошли бы под любую версию, т.к. «официальная» версия ещё не была сформулирована). Когда я поинтересовался что же это было за редкое природное явление, которое убило туристов, отставной старичёк пожал плечами и сказал, что формулировку точно не помнит, но близко к тексту процитирует и, что оно связано с инфразвуком. В процессе поисков пропавших свердловчан с одной из команд поисковиков произошёл инцедент, который и дал ответ на все вопросы. Тогда во время сильного ветра в районе поисковой операции членов упомянутой группы «обуял безотчётный ужас» причиной которого были «колебания звуковых волн низких частот вызванные сильным ветром в сочетании с уникальными особенностями рельефа местности в районе перевала близ какой-то там высоты». Ребятам повезло, что все они были тепло одеты и не успели далеко разбежаться. Их долго собирали по «территории» и отпаивали спиртом. Потом всем на всякий случай приказали помалкивать, «взяли на карандаш все личные данные, для острастки и пущей серьёзности» (блокнотный листок с этими данными был выкурен в виде самокрутки при участии моего респондента в течении следующего же часа после «обработки гражданских»).
На основе полученых данных комиссия в состав которой входил мой собеседник сделала соответствующие выводы и отправила «на верх» (они рекомендовали закрыть район для туристов на неопределённый срок и направить туда научную экспедицию). Потом «спецы свернулись» и, что там было дальше он не знает. Для него дело закончилось. На вопрос о необычном цвете кожи у трупов, он лишь покачал головой и сказал, что лично видел только двоих и кожа у них была нормального для трупов цвета.
Единственное, что для него осталось непонятным, это история с шарами в небе, но сам для себя он заключил, что это была галюцинация вызваная тем же явлением, но на большом расстоянии от эпицентра проявившего себя иначе — более мягко.
Вот собственно и всё.